История Общества изучения русской усадьбы
Печатается по изданию: Злочевский Г.Д. Общество изучения русской усадьбы (1922-1930). М.: Издательство "Санта-Оптима", 2002. - 56 с.: ил. - (Русские усадьбы).*
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.
В.А.Жуковский.
Воспоминание. 1821
Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшая за ним Гражданская война отбросили в прошлое целый мир, одной из значительных и своеобразных составляющих которого являлись усадьбы России и их культура. Культура русской усадьбы оставила "типичные следы, освещающие старину и могущие послужить просвещению будущего"1. Передовая художественная интеллигенция видела, что "следы эти пропадают ежедневно по всей поверхности старой России"2. Стало ясно: ждать больше нельзя, и потому "необходимая обязанность ценителей русской культуры и ее историков"3 — как можно скорее зафиксировать все значительное, что сохранилось в усадьбах, и приступить к изучению памятников архитектуры и искусства бывших дворянских имений. За дело взялись краеведы, общественные организации.
Наиболее значительные страницы вписало в "усадьбоведение" Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ).
1922 год
Общество изучения русской усадьбы было создано 22 декабря 1922 г. В этот день в квартире № 16 большого шестиэтажного "доходного" дома № 25 (строение 2), что и ныне стоит в глубине типичного старомосковского дворика в конце тихого 1-го Колобовского переулка (прежнее название — 1-й Знаменский), у молодого столичного искусствоведа Владимира Васильевича Згуры (1903-1927) собрались по инициативе хозяина его друзья, коллеги-единомышленники. Состоялось заинтересованное обсуждение проблем, связанных с изучением и охраной памятников искусства, находящихся в усадьбах. Собравшихся беспокоила и дальнейшая судьба бывших дворянских имений, особенно наиболее значительных по своим художественным и историческим достоинствам. Згура и его единомышленники прекрасно понимали, что усадьба второй половины XVIII-начала XIX вв. — "уникальный культурный мир, украшение блестящего периода отечественной истории — русского Просвещения. Существование этих "родовых гнезд" имело огромное значение для зарождения и развития особого духовного импульса русской культуры, для ее самобытных этических, эстетических, гражданских основ, для ее универсальных гуманистических традиций"4. Этой культуре нельзя было позволить бесследно исчезнуть, и потому собравшиеся решили немедленно и активно приступить к изучению памятников бывших "дворянских гнезд" и организовать для этого специальное общество. Так родилось ОИРУ. Члены-учредители наметили меры по его оформлению и план ближайших работ. На следующем заседании 29 декабря избрали временное правление: В.В.Згура (председатель), И.В.Евдокимов (заместитель председателя), А.Н.Греч (ученый секретарь), С.А.Торопов (хранитель научных материалов).
* Посвящается 10-летию Общества изучения русской усадьбы, возрожденного в 1992 году
Краткие сведения об авторе: Злочевский Гарольд Давидович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник ВНИИ природных, синтетических алмазов и инструмента, член правления Общества изучения русской усадьбы, автор около 50-ти публикаций гуманитарного содержания, посвященных в основном библиофильской теме, москвоведению, библиографии усадеб, творчеству москвоведов и исследователей "дворянских гнезд".
Рецензент: Коробко Михаил Юрьевич, старший научный сотрудник РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва Министерства культуры РФ и РАН.
Книга посвящена деятельности легендарного Общества изучения русской усадьбы 1920-х гг. — научной и просветительской общественной организации, впервые развернувшей систематическое и комплексное исследование "дворянских гнезд" и внесшей значительный вклад в изучение русской культуры XVIII-XIX вв.
Для историков, искусствоведов, краеведов и широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной культуры.
1 Требе И.[М.] Новое для изучения окрестностей столиц // Краеведение. 1929. Т. 6. № 3. С. 187.
2 Там же.
3 Требе И.М. Памятники культуры и современность// Там же. № 6. С. 317.
4 Пирумова Н. Дворянское гнездо// Наше наследие. 1990. Вып. III (15). С. 144.
|